В отличие от домашних акустических систем, студийные мониторы отличаются максимальной достоверностью воспроизведения сигнала. Другими словами, контрольные мониторы являются "эталоном правды" - они не используют системы улучшения звука и открывают музыканту все дефекты записи и фонограммы.
В написании музыки используют мониторы ближнего, среднего и дальнего поля. Чаще расположение мониторов от слушателя создаёт равный треугольник, но не всегда.
Мониторы ближнего поля. Обладают небольшими размерами и чаще располагаются на расстоянии одного метра, т.е. как можно ближе к слушателю. Такие мониторы используют для записи, редактирования и создания панорамы.
Мониторы среднего поля. Обладают гораздо большими размерами, мощностью, широким диапазоном воспроизводимых частот. Используют для работы с громкостью и тембром музыкальных инструментов, а также для мастеринга.
Мониторы дальнего поля. Используют для больших студийных помещений или проверки звука, предназначенного для концертного воспроизведения. Большие мониторы, большие арены, а значит и приличная цена на подобное оборудование.
Следует отметить, что контрольные мониторы могут быть активными (устройство со встроенным усилителем) и пассивные (работающие в связке с внешним усилителем).
В домашних условиях зачастую используют мониторы ближнего поля ввиду их универсальности. Однако на специализированной студии применяются все виды контрольных мониторов:
- мониторы ближнего поля для записи, редактирования и панорамирования;
- мониторы среднего поля для микширования и мастеринга.
- бытовую акустическую систему для оценки звучания в условиях, приближенных к домашним.
- мониторы дальнего поля для оценки звука в условиях, приближенных к концертным.