В статье будем рисовать дивной красоты панораму из звуков ударных инструментов.
Панарамирование ударных инструментов представляет собой сложный процесс и не поддаётся определенным законам. Музыкант может использовать лишь свой творческий потенциал и некоторые советы, представленные ниже.
Для начала необходимо определиться с позицией слушателя к ударной установке: слушатель может находиться на месте барабанщика или наслаждаться игрой ударных из зала и это решение остаётся за звукорежиссёром.
Бас-бочка является «центром» в сведении музыкального материала. Помещая бочку в центр, музыкант создаёт некое равновесие в низкочастотном спектре фонограммы. Исключения бывают, например, когда используют основную бочку и дополнительную высокую для форшлагов. В остальных случаях сведение всего материала начинают с помещения бочки в центр стереополя.
Как и бас-бочка, малый барабан обладает энергетически насыщенной звуковой волной и любое смещение от центра создаёт дисбаланс нашего произведения. Поэтому размещаем малый барабан в центре, а при конфликтах с бочкой срезаем у малого низкие частоты и выполняем коррекцию обертонов обоих инструментов.
Существует мнение, что незначительное смещение малого барабана в сторону придаёт натуральных окрасок джазовой записи, т.к. расположение малого барабана в установке на самом деле смещено от центра. Но на практике основной малый барабан лучше не смещать и всеми творческими силами подружить его с бас-бочкой в центре нашей музыкальной панорамы. Исключением может быть лишь дополнительный малый барабан(слева от хай-хета), который используют в эпизодах.
Очень полезный ударный инструмент, хотя и в современной электронной музыке используется довольно редко. Размещать том-томы в центре панорамы является большой ошибкой. Параметры панорамирования выбираются в зависимости от количества томов, высоты их звучания и расположения в ударной установке.
Избегая грубых частотных конфликтов, мы размещаем томы на расстоянии от 10% до 30% от центра. Также мы можем условно «нарисовать» барабанную установку, например, поместив левый подвесной том левее на 20% от центра. Когда имеем 3-4 подвесных тома, то помещаем их равноудалённо влево, при этом последний не более чем на 60% от центра. Справа оставляем место для напольного тома. Низкие по звучанию томы необходимо размещать дальше друг от друга ввиду их наибольшей энергетической насыщенности.
«Железо» по своей энергетике отличается от бочки, малого барабана и тома. Иногда встречаются хай-хеты с минимальной звуковой энергией и это даёт нам право сместиться дальше от центра, чтобы не конфликтовать с высокими частотами других инструментов барабанной установки. Все же оптимальное смещение составляет 35-50% от центра. Тарелки, райд и другие железочки панорамируем по принципу хай-хета.
Сегодня существует огромное множество перкуссионных инструментов и работа с каждым из них это отдельная статья, входящая в большую книгу. Общее правило оживления ритмической фактуры за счет панорамирования сводится к равномерному заполнению инструментами стереополя фонограммы.
Высокие по звучанию смещаем дальше от центра вплоть до 85%, но не стоит на такое расстояние уходить в случае с более низкими по звучанию инструментами. При этом обращаем внимание на расположение остальных элементов барабанной установки, минуя частотные конфликты.
Помимо частотного баланса, необходимо сохранить акустический баланс, это означает, что должна сохраняться целостная картина барабанной установки, без резкого выпадания из неё перкуссии. При этом обращаем внимание на партии инструментов, например, бубен и хай-хет могут испортить картину панорамы, если будут мешать друг другу в стереополе. С другой стороны, один инструмент может подчеркивать игру другого и в этом случае они уже не мешают друг другу.
На этом все, друзья жду Ваших комментариев, до скорых встреч!