Фильтры частот. Виды и применение в написании музыки

В ходе обработки звука Вы должны слышать(если нет, с помощью анализаторов видеть) нужные частоты и ненужные, частоты которые требуется разделить или совсем срезать. Разделение аудиосигналов может быть достигнуто разными способами, один из них применение фильтров частот. В этой статье мы поговорим о виртуальных фильтрах, за счет сложных математических алгоритмов, они имеют расширенный функционал по сравнению с аппаратными.

Фильтры частот. Виды и применение в написании музыки

Применение фильтра в написании музыки характеризуется амплитудно-частотной коррекцией аудиосигнала или подавлением спектра сигнала в определенной полосе частот. Скажем, в полосе частот сосредоточились шумы и грубые звуки, лучшим способом убрать ненужный шум – срезать полосу фильтром. Нужно понимать, что полный срез уместен в случае если основной сигнал из-за шума почти не слышен, если Вы срезаете вместе с шумом основную полосу музыкального инструмента(вокала), вы просто делаете звук тусклым. Что касается полного среза все понятно – не нужен грубый нижний – убираем, слишком много свистящих высоких – режем фильтром. Однако в обработке звука фильтры частот могут служить и для других целей, например, для разделения музыкальных инструментов, для выделения одного инструмента и «сдвига» второго на задний план.

Выделяют следующие типы фильтров:

- фильтры нижних частот (Low Pass);

- фильтры высоких частот (High Pass);

- фильтры полосно-пропускающие (Band Pass);

- фильтры полосно-задерживающие (Band Stop).

На основе вышеперечисленных типов работают эквалайзеры (EQ), которые в свою очередь делятся на параметрические и графические. Они предназначены для изменения спектральных свойств (тембра) обрабатываемого сигнала.

Графический эквалайзер – состоит из совокупности полосовых фильтров с переменными коэффициентами усиления, которые регулируются графическими ползунками. Т.е. пользователь рисует ползунками кривую амплитудно-частотных характеристик. Задача каждого ползунка усилить или ослабить участок спектра. Однако центральные частоты остаются неизменными и в этом случае более точную обработку осуществит параметрический эквалайзер.

Параметрический эквалайзер – помимо регулируемого коэффициента усиления он позволяет управлять центральной частотой и шириной полосы пропускания-подавления.

С помощью эквалайзера и определенных навыков обработки звука, Вы сможете подчеркнуть звучание инструмента или удалить помехи с минимальными затратами для основного звучания.

Советы по применению эквалайзеров:

- разделяйте мешающие друг другу дорожки, вырезая лишнее и подчеркивая нужное;

- если один из инструментов звучит неразборчиво, срежьте ненужное у остальных инструментов, освободите полосу. Распространенная ошибка: на звучание неразборчивого инструмента начинают навешивать кучу плагинов, при этом добавляя помех к существующему шуму, подумайте хорошо прежде чем резать частоты – какую полосу и у какого инструмента усилить или ослабить;

- достичь высокого качества звучания можно обрабатывая амплитудно-частотную характеристику в небольшим пределах – работайте «точечно»;

- обработку струнных и фортепиано целесообразно проводить в случае фоновой партии, если инструмент основной – лучше не усердствовать фильтрами.

- обработка вокала весьма индивидуальна. Например, поднимают средние и высокие средние, при этом средние от гитары опускают, что позволяет вокалу не сливаться с гитарой.

Обработка голоса или вокала может состоять из обработки основных полос:

от 125 до 250 Гц – разборчивость речи, также используют для выделения «гулкости» голоса;

от 350 до 2000 Гц – диапазон гласных, максимальное количество голосовой энергии;

от 1500 до 4000 Гц – меньше голосовой энергии, в основном шипящие, также разборчивость и четкость речи.

Советы по обработке вокала:

- самый простой способ «уступить» место вокалу – понизить 3 кГц у всех инструментов, при этом повысить 3 кГц у вокала;

- уменьшая низкие частоты и увеличивая 1-5 кГц добиваемся повышения воспринимаемой четкости и разборчивости вокала;

- если вырезать 150-500 Гц получаем эффект «голос в трубе»;

- если работаем с 500-1 кГц – делаем голос жестче, если с областью 1-3 кГц получаем металлический оттенок;

- голос станет звучать вяло, если вырезаете в диапазоне 2-5 кГц, и наоборот: яркость вокала лежит в диапазоне 4-10 кГц;

- звуки «М», «Б», «В» могут пропадать, если делаете большой подъем в области 2-4 кГц;

- слишком большой подъем в области 315-1 кГц сделает вокал неестественным, как будто «из трубки телефона»;

- при частотной обработке вокала рекомендуется пользоваться параметрическими эквалайзерами.

Кроссовер

Виртуальный инструмент представляет собой набор полосовых фильтров, который разделяет входной сигнал на несколько выходных, со своим определенным частотным диапазоном. Применяется в случае если стоит задача разделения широкополосного сигнала на несколько полос с разными частотами.

Свежие новости
Новые статьи