Эффект реверберации в написании музыки

Эффект реверберации является одним из самых распространенных эффектов в написании музыки и обработке звука. Его применение также широко и повсеместно, практически каждая дорожка получает ревер - давайте узнаем почему, пройдемся по истории развития reverb и рассмотрим основные практические советы по применению эффекта.
Эффект реверберации в написании музыки
Так в чем секрет реверберации? Почему весь материал получает обработку ревером? Ответ достаточно прост и заключается в физике звука. Любой звук, возникший в естественной акустической среде, сопровождает реверберация. Она возникает в момент отражения звуковой волны от каких-либо препятствий и её возврата в точку прослушивания. Другими словами существует прямой источник звука и его многочисленные отражения от ближайших поверхностей.
Представьте некий источник звука и слушателя, который удален от источника на небольшое расстояние. В момент подачи звука происходит следующая ситуация: первым до слушателя доходит прямой сигнал, т.к. он имеет наибольшую интенсивность. Вслед за прямым сигналом, слушатель встречает ранние и первичные отражения от стен, пола и потолка. Ранние и первичные отражения зависят от пройденного расстояния и от поглощающих свойств материалов поверхностей. Уже после первичных приходят вторичные и прочие другие отражения, которые имеет значительно меньшую интенсивность по сравнению с прямым сигналом. Если прямой сигнал имеет большую протяженность - отражения приходят накладываясь на основную звуковую волну.
 
История реверберации
Стремительное развитие технологий и виртуальных эффектов подарили миру огромное количество плагинов для осуществления реверберации. Однако перед приходом эры электронной музыки и виртуальных технологий, музыканты использовали несколько полуакустических и полумеханической приёмов для получения ревера. В начале истории стоит эхо-камера, небольшое помещение с микрофоном и звуковоспроизводящей системой. Стенки эхо-камеры зачастую покрыты звукоотражающими тарелками или другими специальными материалами. Другой способ предполагал подвешенные металлическими пластины с прикрепленными к ним электромагнитными преобразователями. Время колебаний пластин можно было управлять с помощью демпфирования. Однако такой приём создавал достаточно условную реверберацию и самым точным способом оставалась запись в концертном зале, т.е. в реальных условиях распространения и отражения звуковой волны. Все представленные способы были трудоемкими, но их алгоритмы используют и сегодня, но только в виртуальных эффектах.
 
Цифровые ревербераторы
Сегодня написание электронной музыки трудно представить без них - цифровых ревербераторов. Каждый аудио редактор, виртуальный инструмент имеет собственный модуль эффекта реверберации. Существует ряд студийных цифровых реверов, также процессоры современных звуковых карт имеют порой несколько типов реверберации, другими словами реверберация везде и вокруг, нужно лишь научиться применять её умело. Для этого давайте рассмотрим некоторые параметры реверберации, которые помогут нам в создании музыки.
 
Типы ревербераторов
Современный ревербератор заключает в себя несколько типов, которые применимы в зависимости от поставленной задачи. Вы поймете о чем идет речь, когда ознакомитесь со списком:
Hall (зал) - имитация акустики концертного зала. Используется для удаления источника звука от слушателя, придания глубокой реверберации с большим временем затухания.
Room (комната) - имитация небольшого помещения или комнаты. Применяется к акустическим инструментам в камерной атмосфере.
Plate (пластина) - имитация электромеханической реверберации металлической пластины. Применима для работы с вокалом и ударными инструментами.
Live (Stage) - имитация живого выступления на сцене. Применима для солирующих инструментов.
Spring (пружина) - lo-fi реверберация, имитирует "пружинный" способ получения ревера или способ реализуемый с помощью электромеханической конструкции.
Chamber (эхо-камера) - имитация специальной эхо-камеры для получения реверберации.
Gate (шлюз, гейт) - ревер с отрезанием конечной фазы затухания. Используется для придания динамики, например, для барабанов.
Revers (реверс) - реверберация с инвертированной огибающей, которая плавно нарастает и резко обрывается. Такой эффект может быть достигнут инвертированием обычного ревера и используется в специфической обработке вокала и другого материала.
Сегодня ревербераторы используют и другие типы, но их применение, как и тех, которые мы перечислили, требует скорее практический опыт и не может поддаваться одному теоретическому правилу. Мы назвали применение типа Revers лучшим для вокала, однако это теоретически, и инвертированная реверберация может быть использована в ряде других случаев, для этого музыканты активизируют свою фантазию и творческое воображение.
 
Параметры реверберации
Мы рассмотрели основные типы, теперь следует разобраться с их параметрами, чтобы использование этого эффектами было наиболее продуктивным.
Balance (Dry/Wet) - соотношение прямого звука и звука, обработанного эффектом реверберации.
Density - параметр плотности первичных отражений, характеризует геометрию имитируемого помещения.
Release Density - параметр плотности отражений конечной фазы реверберации.
Diffusion - расплывчатость реверберации, низкие значения придают ощущение дискретности или подобия эха.
Early Reflection Level - характеризует уровень ранних отражений, соотношение с отражающими свойствами материала.
Er/Rev Balance - настройка соотношения ранних отражений и остатка реверберации.
Feedback Level - параметр, отражающий уровень обратной связи.
High Cut - фильтр НЧ (эквалайзера), параметр делает мягким тембр реверберации.
High Damp (LPF) - параметры демпфирования высокочастотных составляющих спектра реверберации.
Low Cute - фильтр ВЧ (эквалайзера).
Low Damp (HPF) - параметры демпфирования низкочастотных составляющих спектра реверберации.
Pre Delay - время, прошедшее между прямым источником звука и первичными отражениями. Параметр помогает музыканту задать размеры помещения с учетом расположения слушателя.
Reverb Delay - время между ранними отражениями и остатком реверберации.
Reverb Send Level - основной параметр управления глубиной или уровнем реверберации.
Reverb Time - временной отрезок затухания звука или длительность реверберации.
Size (или также Room Size, Width, Hall Size) - параметр размера или объема помещения.
Wall Vary - параметр геометрии отражающих поверхностей. При больших значениях придает реверберации рассеянный характер.
 
Использование реверберации в написании музыки:
Экспериментальным путем Вы можете узнать эффект реверберации с совершенно новой стороны и на самом деле мир отражения звуков намного разнообразнее, чем может показаться. Я приведу лишь несколько примеров использования эффекта, остальные варианты Вам подскажет воображение.
- реверберация делает "сухой" звук более "сочным" и выразительным;
- достижение объемности звуковой волны;
- достижение ощущения пространства, глубины сцены (арена, зал, комната или специфические пространства: труба, бочка...);
- оживление вокала при использовании двойной реверберации с коротким и длинным временем затухания;
- придание ударным инструментам ощущение ритма и динамики;
- реверберация с большим временем затухания украшает звучание синтезированного звука.
На этом основы реверберации рассмотрены, не бойтесь экспериментировать и узнавать новое об этом необычном эффекте, но не гните палку, дабы не добавить в Вашу работу лишних звуков и неразборчивости. Reverb, как и многие другие эффекты призван украшать композицию, а не перегружать её налезающими друг на друга звуками.

Свежие новости
Новые статьи